Об учительстве.

Цель этой статьи прояснить понятие «учитель», для того чтобы быть по жизни более адекватным как учителем, так и учеником. Это знание очень полезно для родителей, и особенно для родителей подростков. (Конечно же, это не истина в последней инстанции, а приглашение подумать).

 

Для начала скажу, что в гармоничной жизни мы обязательно имеем  учителей, соратников и учеников. Учителя – это те, кто в чем-то или в целом преуспели по жизни больше, чем мы. Соратники – это наш уровень продвинутости, и ученики, понятно, это те, у кого что-то в жизни получается хуже, чем у нас.

Для нормальной самооценки необходимо иметь хороший баланс этих категорий людей в своем окружении. Будучи круче всех окружающих вы неизбежно будете искушаться гордыней. А если вы, наоборот, предпочитаете общество крутых, или талантливых, вы можете впасть в несправедливый комплекс неполноценности и творческую стагнацию.

 

Главное, ключевое, что нужно знать – настоящий Учитель, что это тот, у кого получилось. У кого есть практические жизненные результаты в своей области, причем статистически значимые.

Все остальные тоже полезны, но они не учителя. Мы можем учиться у товарищей, это те, у кого еще нет устойчивых успехов, но есть разнообразный полезный для нас опыт. А также нас могут обучать консультанты. У них самих, возможно, еще «не получилось», то они очень много читали настоящих учителей и много знают.

 

Теперь по очереди.

Настоящие учителя, которые имеют результаты в области своей компетенции, делятся на пассивных и активных.

 

Пассивные учителя умеют сделать, но не умеют объяснить. И даже толком показать не всегда могут. У них мы будем учиться на примере. Наблюдая за ними. Т.е. они – модель или образец.

Хорошим примером пассивного учителя является собака. Фантастический учитель нежности, умению радоваться ерунде, спокойно и естественно относиться к физиологическим отправлениям, и гордиться собой после выполненной обязанности.

Спортивные умения очень часто трудно формализуются мастерами. Я знала очень талантливого горнолыжника, который ничего не объяснял. Но люди перенимали его мастерство, просто попросив разрешения «проехать за вами».

 

Активные учителя, или гуру, рассказывают и показывают, что надо знать и уметь, чтобы получить такие же результаты как у них. Но не все гуру справляются с «медными трубами». Чем, конечно, портят свое учительство, теряя способность заметить свою частичную некомпетентность.

 

В восточной культуре, где, как вы знаете, очень развита традиция учительства, есть такое понятие «передача». Оно обозначает невербальную, неосознаваемую составляющую обучения, которая передается от учителя к ученику, можно сказать, мистическим способом. И только при очном общении! На востоке считается, что знания, полученные из книг – мертвые и не могут вас сделать ни мудрецом, ни мастером. Передачу мы получаем и от пассивных учителей и от гуру.

 

По жизни мы учимся всегда и у всех. Но полезно различать статус источника.

Мы уже знаем, что есть пассивные учителя, и есть гуру.

Но еще мы можем учиться у соратников или товарищей. Это те люди, которые еще не преуспели, но уже имеют много опыта и знаний. С ними мы делимся опытом, обсуждаем, анализируем и спорим на равных. С взаимоуважением. Их опыт позволяет нам сэкономить кучу времени. Особенно ценны старшие товарищи. У них много интересного опыта.

Иногда товарищи, которые работали в какой то области долго, и имеющие много опыта начинают считать себя гуру просто за выслугу лет. Нет, как ни грустно, но только результаты, успешные достижения могут дать нам это право. Мать одиночка не может быть учителем личных отношений, даже если она очень хорошо разбирается в мужчинах, в психологии и ведическом учении. Для своей дочери она старший товарищ, который много знает, но… чего-то не знает, раз нет результата.

 

Еще нужно отметить такую категорию как консультанты. Это не те, у кого «получилось», но они очень много читали тексты настоящих учителей. Они могут быть передатчиками чужих данных и чужого опыта. На самом деле, те, кто называет себя учителями, чаще всего принадлежат к этой категории. Современное образование производит именно этот уровень компетенции. Эта категория в наше время сильно девальвируется. Есть Google. Но, тот кто умеет интересно подать знания, выделить главное, конечно же ценен.

 

Итак, есть пассивные учителя или модели, есть активные гуру, есть товарищи и есть консультанты.

Осталось добавить, что и гуру и модели могут быть в конкретной области, например в музыке, или в общении. А могут быть вообще, по жизни, во всем выше уровнем. Назовем их авторитетами.  Если в вашем окружении есть такие, постарайтесь сохранить общение и в чем то быть им полезными. В этом общении вы получите очень нужную вам передачу. Вы даже не заметите как. Это очень ценно для вашего развития.

 

А теперь задумайтесь, кто вы сейчас для своих детей? Если ребенку 5 – вы гуру. А если 14? Да. Возможно. Старший, но товарищ. Меняйте добровольно свой статус, и у вас не будет конфликтов с подростком.

Мало того, не ждите, чтоб ребенок нашел «учителей жизни» на улице. Среди ваших друзей и знакомых могут найтись люди, которые смогут стать для ваших детей авторитетами (гуру или моделями). Здесь уместно вздохнуть и процитировать «нет пророка в своем отечестве». Но я добавлю, что зато есть «серый кардинал»! ))).

 

И под конец, самое интересное. Когда-то мне это очень помогло.

В восточной культуре есть понятие «белый учитель», «черный учитель» и «серый».

Белый учитель – тот, кто все знает и умеет, но у него нет собственного намерения вас чему-то научить. Если у вас есть интерес, есть вопрос – он очень компетентно ответит. Но… вы будете двигаться с собственной скоростью. Когда в вашей голове возникнет следующий вопрос? Притом, что жизнь так богата отвлекающими факторами.

Белые учителя любят эвристические методы, чтоб дать возможность тебе самому сделать открытие. Грубо говоря, они не амбициозны и ленивы.))) Но все, чему  он вас научит, вы будете ощущать как свое, а не его знание. Вы будете свободны и наполнены самоуважением. Но… очень медленно.

Черный учитель. Очень хочет научить. Он будет заставлять вас, тормошить, давать свои авторские готовые решения и мудрости. Вы не будете успевать сделать их своими, а просто будете пользоваться его наработками и получать результат. (Для того, чтобы сделать знания и навыки своими, нужно собрать свои наблюдения и самому сделать из этого выводы, а для этого надо время).

Вы будете в восторге от своего результата, прекрасно понимая, что он не ваш. И… вы можете пожизненно остаться в этом авторском рабстве, каждый раз при получении успеха, складываясь в поклоне перед портретом «основателя». Зато быстро и успешно!

Черный учитель может страдать собственничеством, воспринимая вас как продолжение себя и ревностно подавляя вашу самостоятельную личность и авторство.

Серый учитель. Самый этичный, с моей точки зрения. Серыми учителями являются хорошие родители.

Поначалу он действует как черный. И получает большую скорость обучения. Но, когда ученик начинает его перерастать, делает свои собственные осмысления, серый учитель отпускает его. Он позволяет присвоить ученику свои наработки. Стать ему самостоятельным продолжателем своего дела. Он постарается проследить, чтоб его ученик остался верен главному. «Нужно не подражать мастеру, а продолжать искать то, что искал он».

Но что делать с тем, что ученик ощущает как благодарность и обязанность за пользование чужим? Для того, чтобы дать ученику свободу, серый учитель проделывает ритуал, где ученик символично «отрубает ему голову». В естественной жизни это может выглядеть как ссора, разлад, отречение.  После этого, все, что ученик смог взять становится его собственным знанием и умением. А благодарность перестает быть зависимостью. Теперь он должен не учителю, а их общему «делу».

Еще раз повторюсь. Хорошие родители – это серые учителя. Самоотверженные, щедрые, благословляющие. Поверьте, благодарности и любви, в конечном итоге, они получат больше!

 

Желаю вам классных учителей (это роскошь), талантливых учеников и умных соратников! И, главное, правильного баланса  между ними!

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Записаться или оставить комментарий,отзыв или предложение вы можете здесь:

Записаться на событие